Точный учет топлива и ГСМ

Можно ли выстроить верную и грамотную учетную политику в автопредприятии? Ведь топливо – основная часть расходов автопарка, от него зависит практически все. Именно потому правильное списание ГСМ – важнейшая задача компании, использующей транспорт. Между прочим, точный анализ расхода топлива помогает снижать потери ГСМ и сокращать затраты автопарков и автопредприятий до 40% (!). Но если рассматривать весь процесс с позиций бухгалтера , то можно обнаружить массу нюансов… Поэтому остановимся на максимально важных аспектах.

 

УЧЕТ РАСХОДА ТОПЛИВА

 

Нормы расхода как экономически обоснованные показатели, применяются и в налоговом, и в бухгалтерском учете. И хотя НК РФ не требует нормировать списание ГСМ, налоговики имеют право затребовать обоснование топливных затрат (ст. 252 НК РФ). Но с позиций бухучета выгоднее учитывать топливо по факту, т.к. это лучше сказывается на финансовых показателях. Именно поэтому многие автопредприятия практикуют комбинированный подход. 

 

Как мы уже писали, вариантов расчета норм топлива два. Это нормы по документам Минтранса РФ, которые постоянно обновляются. В актуальной сейчас версии указаны отдельные типы ТС и формулы расчета норм вместе с поправочными коэффициентами. Данные коэффициенты учитывают и время года, и сроки службы ТС, и даже численность населения в пунктах, по которым передвигается транспорт. Также с любым типом ТС есть коэффициенты с поправкой на вид топлива.

При использовании нормативов Минтранса расход топлива исчисляется двумя способами.

 

  1. Делим литры топлива на километры пути, умножаем на 100 и используем поправочные коэффициенты.

  2.  Способ не самый легкий, но более точный. Используем формулы с учетом норм расхода, приведенных в распоряжении N АМ-23р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

 

Дополнительно при подобных расчетах можно использовать нормы, заявленные в технической документации машины и потом уже применять к ним коэффициенты Минтранса. 

 

ДЕТАЛИ И НЮАНСЫ

 

Но все же – хотя данные нормы постоянно актуализируются, они все же носят обобщенный характер и не являются «образцово-показательными». Поэтому любое автопредприятие вправе произвести собственные замеры и определить поправочные коэффициенты. Но тем не менее для выработки своих норм в автопарке должна быть создана целая комиссия, в которой примут участие и руководство, и опытные технические специалисты и сами водители машин конкретных марок. Эта комиссия производит контрольные замеры топлива, ориентируясь на характеристики ТС, время года и т.д. Кстати, для зимнего и летнего времен года можно утверждать разные лимиты. 

 

Далее полученные нормы оформляются в приказ и используются для списания ГСМ. Хотя… не все автопарки используют собственные нормы, скорее всего не хватает знаний и опыта. Заметно серьезнее относятся к делу центры по установке спутниковых систем контроля топлива: видимо, они прекрасно знают, что точное нормирование поможет им избежать перерасхода топлива на 20-25%, не меньше.

 

Если говорить о традиционных способах замера, то можно вспомнить такие как: перелив ГСМ в мерные емкости, использование щупа с мерной шкалой или подключение мерного бачка к топливной системе. Но в каждом случае будет существовать и определенная погрешность. Поэтому для точного подсчета лучше всего использовать спутниковый мониторинг транспорта и обязательно сравнивать замеры. И также необходимо использовать на транспорте бортовые контроллеры и датчики уровня топлива с прилагающимися к ним сертификатами. Это избавит вас от многих проблем и хлопот, связанных с погрешностями замеров – и не только.